Республика Удмуртия

Сарапул

Зонтичный бренд Сарапула

с 2015 — по настоящее время

Город купеческих традиций

В кругу архитекторов его называют «Прикамской Барселоной» за особняки в стиле модерн, соседи приезжают сюда на свидание с купеческим городом, сами жители обожают Каму, именитых земляков и событийные активности, а бизнес все чаще рассматривает его как выгодную экономическую площадку. После забвения в советскую эпоху Сарапул вновь расправляет плечи, опираясь на предпринимательский дух конкуренции и сотрудничества.

Так уж сложилось, что бизнесмены в городе купеческих традиций по-прежнему скидываются на проведение общественных праздников и подарки ветеранам. Однако теперь перещеголять друг друга предприниматели стремятся через реализацию социальных проектов и благоустройство городской среды. Интересно, что, как и 200 лет назад, у руля Сарапула стоит уважаемый промышленник. Каждый глава города имел за плечами как минимум завод, либо возглавлял крупное производственное предприятие. Заводы, кстати, по-прежнему составляют основу экономики муниципалитета с численностью в 98 тысяч жителей, при этом развивается также средний и мелкий бизнес

Сила и слабость города

Выгодное транспортное положение на пересечении крупнейших водных (р. Кама) и железнодорожных путей (Транссиб); нетронутый исторический центр; готовность и заинтересованность стейкхолдеров; экономический потенциал города; потенциальный внешний турпоток в 8 миллионов человек; надежность для инвесторов и высокий образовательный уровень горожан — все эти факторы можно отнести к сильным сторонам Сарапула. При всем при этом радужной обстановку в городе не назовешь: отсутствует туристическая инфраструктура (то есть гостиницы с единовременным размещением более 50 человек, общественные туалеты), нет достаточного уровня благоустройства, плохое санитарно-гигиеническое состояние улиц (ненадлежащая уборка, перебои с вывозом мусора, отсутствие урн) и автомобильных дорог.

Почему хреново в СарапУле?

В начале 2000-х годов во время прямой линии с Владимиром Путиным прозвучал вопрос «Почему хреново в СарапУле?» Именно в такой интерпретации глава государства повторил название мало кому известного города, и в Сарапул как на работу начали приезжать федеральные инстанции на проверку. Администрации умирающего города, амбиции которого были задавлены победой Ижевска в гонке за столичный статус, ничего не оставалось, как начать шевелиться.

Вход в Федерально-целевую программу

Игра по-крупному для Сарапула началась с федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Выполнив ряд последовательных действий (создание туристско-рекреационного кластера «Камский берег», стратегии развития города и других программных документов) в 2014 году власть подала документы на конкурс в Ростуризм. В качестве одно из показателей эффективности было выбрано развитие теплоходных туров (в городе есть порт). Первый теплоход в ретро-костюме вышел встречать сам мэр, потому что задел именно в этом направлении давал шансы на вхождение в программу. В итоге проект Сарапула занял 4-е место и был включён во 2-й этап ФЦП.

Перспективы для Сарапула с точки зрения туристической дестинации существуют и реализовываются. Если ранее было 12 заходов туристских судов в город, то сейчас уже 100. Это очень здорово. Мы и позиционируем Сарапул как точку прибытия круизных судов

Николай Королев

Заместитель руководителя Ростуризма

Из федерального бюджета за три года Сарапул в общей сложности получит 300 млн. рублей. За счет частных инвестиций удалось привлечь уже 760 млн рублей. Большая часть — вложения в 5 инвестиционных проектов туристического кластера: ресторанно-гостиничный комплекс «Старая Башня», дом Башенина, гостиница «Сарапул», городская набережная и центральный сквер Красной площади.

Слияние денежных потоков

В полную силу кластер заработал после вступления в программу Министерства экономики России «Постановление № 167 о поддержке малого и среднего предпринимательства». Тогда в качестве управляющий компании был создан «Центр кластерного развития Удмуртской Республики». Сотрудничество и конкуренция, так привычные для Сарапула, стали основой эффективной работы в том числе и кластера. Очень скоро организация объединила под своим крылом около 40 компаний для взаимодействия и совместного роста.

Зонтичный бренд города

Первым серьезным проектом Центра кластерного развития стало формирование зонтичного туристического бренда.

Когда мы собрали участников кластера и начали обсуждать эффективные инструменты качественного развития туризма, было решено начать с зонтичного бренда. Он объединяет все объекты туристической инфраструктуры, которые находятся в Сарапуле. Сувенирная лавка, кафе, ресторан, музей и т.д. — каждый из них использует в своей визуальной атрибутике единый логотип и слоган. Таким образом, туристический бренд по сути становится брендом города. В Сарапуле туризм, кстати, сыграл хорошую пиар-функцию и запустил другие очень важные процессы

Полина Павлова

Директор Центра кластерного развития Удмуртской Республики

Этапы исследований

Определение идентичности города началось со стратегической сессии и круглого стола, где были выявлены базовые векторы позиционирования: столица свадеб, скатерть-самобранка, город с женской энергией, купечество и изобретения.

Затем были изучены около 30 брендов схожих туристических городов, проведены маркетинговые и социологические исследования, а также глубинные интервью с жителями и потенциальными туристами. В результате за лучший слоган голосовали сами горожане, выбрав «Сарапул. Свидание с купеческим городом».

Миссии бренда

Главная цель зонтичного бренда Сарапула — формирование свежего восприятия города, побуждающее открыть его заново или приехать впервые. Новый логотип (создан брендбук) соединил Каму и башню водонапорной станции на отреставрированной набережной. Гастрономия, акватория Камы и событийный туризм стали приоритетными видами туризма, продвигающими бренд. Интересно, что детали каждого направления бизнес прорабатывал самостоятельно, при этом Центр кластерного развития брал на себя лишь консультационную и обучающую роли. Кроме того, для продвижения бренда управляющая компания активно взаимодействовала со СМИ и создала сайт и мобильное приложение с обзором достопримечательностей.

Активность инвесторов

Первым частным инвестором, взявшимся за восстановление водонапорной башни 1910 года за счет собственных средств, стало крупнейшее в городе предприятие АО «Сарапульский электрогенераторный завод»

Сейчас для инвесторов город готов предложить около 20 объектов, в том числе создание детского парка на прибрежных островах, СПА-центра и рыбоводческого хозяйства.

Летом 2009 года, прожив 30 лет в Сарапуле, я впервые увидел непонятное сооружение со шпилем недалеко от Камы. Я не знал о водокачке и долго не мог поверить, что это не какой-то культурный центр, а всего лишь технологическое здание. В голове сразу же родились мысли о благоустройстве территории. В результате вместо умирающего объекта появился единый комплекс с гостиницей, рестораном, банкетным залом и смотровой площадкой. После удачного завершения реставрации старой башни с той же группой инвесторов мы приступили к проекту „Дом Башенина“

Сергей Мусинов

Генеральный директор ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод»

Территория опережающего развития

Активное продвижение бренда на выставках, взаимодействие со СМИ и свободные площади на заводе, предназначенные для нового производства, позволили Сарапулу войти в перечень моногородов и попасть в программу «Территория опережающего развития».

Сегодня все наши усилия направлены на создание условий для эффективного взаимодействия частного сектора и муниципальной власти. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. № 1178 МО «Город Сарапул» присвоен статус ТОСЭР. Это позволит инвесторам, реализующим свои инвестиционные проекты на территории МО «Город Сарапул», получить налоговые преференции, а у города появляется возможность уйти от монозависимости

Александр Ессен

Глава города Сарапул

Дизайн-код и другие проекты благоустройства

Для наполнения жизнью новой набережной в Сарапуле прошел федеральный проект «Территориум», в ходе которого местные дизайнеры под руководством опытных наставников разработали средовые объекты.

Параллельно шла разработка турмаршрутов и сувенирной продукции. На основе традиций, например, сейчас создаются уникальные «гастротуры», которые уже привлекли федеральное внимание. Удмуртия стала третьим регионом страны, который посетили участники экспедиции проекта «Гастрономическая карта России» (реализует Федеральное агентство по туризму, Российский экспортный центр и Федерацией рестораторов).

Еще одним инструментом развития Сарапула станет внедрение уже разработанного дизайнкода и обновленная автомобильная навигация. Среди событийных историй особый интерес вызвал крупнейший рыболовный турнир Pro Anglers League и еженедельный фестиваль «Пятница».

Алгоритм разработки зонтичного бренда Сарапула

  1. Выявление идентичности города Сарапул
  2. Анализ качества инфраструктуры
  3. Изучение брендов схожих городов
  4. Маркетинговые и социологические исследования.
  5. Определение миссии бренда
  6. Определение перспективных видов туризма и приоритетных направлений развития
  7. Разработка концепции продвижения зонтичного бренда
  8. Визуализация бренда. Создание брендбука
  9. Разработка туристического сайта и мобильного приложения