Мурманская область

Кандалакша

Создание общественного яхт-клуба

с 2010 года — по настоящее время

С небольшого городка Кандалакша на юго-западе Мурманской области начинается Белое море. Только здесь, прогуливаясь по тихим улицам, можно увидеть резвящихся в воде тюленей и белух. Однако наблюдать за дикой красотой могут не больше 32 тысяч местных жителей. Туристов в городе практически нет. В основном походники, отправляющиеся на соседние с Кандалакшей сопки или речные сплавы, используют город как перевалочный пункт. Да и местных жителей, готовых вкладываться в туризм, единицы: ни туристических компаний, ни экскурсоводов по экстремальным маршрутам, ни прогулочный катеров. Город выживает по старинке — большую часть жителей кормят градообразующие предприятия (Кандалакшский алюминиевый завод, железная дорога и порт). Правда, в последние два года в Кандалакше, говорят в администрации, начал формироваться тренд на полуспортивный туризма — трейловые забеги и яхтенная регата.

Город на воде без выхода к морю

Удивительно, но факт: Кандалакша стоит на воде, но в городе долгое время не было никакого выхода к морю. Вдоль всей береговой линии растянулась промзона и закрытый грузовой порт. Все, что оставалось жителям — пробираться через гаражи, тесниться рядом с валяющимися покрышками или загореться мечтой создать в городе благоустроенную набережную и самим начать действовать.

Сначала у меня была идея организовать просто лодочную стоянку. Но после обсуждения истории с друзьями старыми яхтсменами появился образ яхт-клуба, который в процессе тоже сильно трансформировался. Если бы я изначально посчитал все предстоящие расходы, я бы за это точно не взялся. Важно сразу на берегу понимать, что ты будешь большую часть работы делать один. От властей помощь возможна только тогда, когда ты что-то уже сделаешь и заявишь о себе. Хорошо, если найдешь команду. На первом этапе мы практически все делали без денег.

Алексей Скопинов

Директора яхт-клуба, совладелец ресторана

Создавать яхт-клуб решено было на месте сгоревших кооперативных гаражей, где в советское время портовое руководство хранило свои лодки. Чтобы придать душевности «разгребанию» завалов, Алексей приглашал друзей и знакомых на «толоку», то есть они помогали, а он потом накрывал на стол. Параллельно индивидуальный предприниматель начал оформлять документы на землю, которую удалось взять в аренду на 10 лет.

Яхт-клуб

К субботникам подтянусь участники действующего до 90-х годов яхт-клуба при порте. Чувство локтя вдохновило великолепную семерку возрастных романтиков в 2010 году зарегистрировать городскую общественную организацию «Кандалакшский яхт-куб». Спустя 7 лет_клуб расширился до 12 членов и за все время через фандрайзинг привлек 50 тысяч рублей от алюминиевого завода. Членские взносы (вступление — 5 тысяч рублей, годовой платеж — 3 тысячи) закрывают самые необходимые потребности. В прошлом году, например, на эти деньги купили парус для зимнего виндсерфинга. Со временем по инициативе яхт-клуба открылась детская парусная школа. Сейчас около 30 ребятишек постигают теоретические азы мореходства_и в течение двух летних месяцев спускаются на воду.

В Кандалакше два поколения детей выпали из понимания морской жизни. Сейчас на базе клуба собираются яхтсмены 11-13 и 50-60 лет.

Да будет пирс

Главной движущей силой с финансами и другими ресурсами во всей этой истории стал индивидуальный предприниматель Скопин. Для строительства пирса он выбрал классическую модель — деревянные основы засыпал камнями с грунтом и нарастил сверху основную конструкцию, а затем начал закупать понтоны.

Скопинов сделал единственный в городе благоустроенный выход к морю, и у горожан появилась приятная возможность полюбоваться заливом в любое время года и в любую погоду. После открытия единственный в городе ресторан с панорамным остеклением стал местом притяжения, особенно для молодежи. Провести банкеты и торжества или просто насладиться видом сюда едут гости со всей области.

Илона Исаева

Cпециалист по туризму администрации городского поселения Кандалакша Кандалакшского района

Через пару лет после обустройства пирса члены клуба начали обзаводиться лодками и оставлять их на причале. Плата за стоянку — чисто символическая. 5 парусных и несколько моторных лодок сейчас не покрывают даже зарплату сторожей. Коммерческая деятельность на маломерных судах запрещена. Для перевозок людей на воде необходимо вносить лодку в морской регистр, что автоматически повышает стоимость содержания лодки до ста тысяч рублей в год.

Строительство ресторана

Для самоокупаемости и дальнейшего развития места решено было строить ресторан. Только на этом этапе у Алексея появился первый бизнес-план и серьезный инвестор из Санкт-Петербурга. Четыре года кропотливой работы (для фундамента — железобетон, в качестве основания — металлоконструкция, закрытая сэндвичами), инвестиции в размере миллиона долларов — и 340 квадратов прорывного для Кандалакши пространства приняли своих первых посетителей. Быстрых дивидендов ни Алексей, ни его партнер не ждут. За год работы статистика это подтверждает — зимой в ресторане практически мертвый сезон, а летом на этом фоне виден прирост на 30 %. С недавних пор гостям предлагают остановиться в трех гостевых номерах, оборудованных здесь же, внутри здания. Сейчас команда взялась за генерацию активностей, например, детских мастер-классов для раскрутки места среди местного населения и формирования силы притяжения. Уже сейчас вокруг ресторана с причалом сложилось сообщество из 50 человек.

Туристический объект

Не просто ресторан, а центр обслуживания туристов — такую цель поставил перед собой Алексей на ближайшие пару лет. Помимо частично восстановленного пирса с причалом и ресторана с 3 гостевыми номерами, на прилегающей территории тестовую проверку прошла стоянка под кемпинг. Группа голландцев, заглянувшая в Кандалакшу, осталась довольна.

Из ресторана открывается красивый вид, но территория вокруг пока в ужасном состоянии. Как только появится возможность, я продолжу реконструкцию пирса и преобразую его в благоустроенную набережную для прогулок. Денег у инвестора больше нет. Единственная возможность развиваться — сделать акцент на туризм, активные виды отдыха на воде и парусный спорт как движущую силу за счет приезжих. Внутренних ресурсов у города нет.

Алексей Скопинов

Директора яхт-клуба, совладелец ресторана

Через пару лет после обустройства пирса члены клуба начали обзаводиться лодками и оставлять их на причале. Плата за стоянку — чисто символическая. 5 парусных и несколько моторных лодок сейчас не покрывают даже зарплату сторожей. Коммерческая деятельность на маломерных судах запрещена. Для перевозок людей на воде необходимо вносить лодку в морской регистр, что автоматически повышает стоимость содержания лодки до ста тысяч рублей в год.

В следующем году вокруг ресторана будут построены небольшие коттеджи для туристов, за счет прибыли от которых пойдет дальнейшее благоустройство территории. Сможет ли городская администрация когда-нибудь взять на себя расходы по строительству освещенной дороги до берега, вопрос спорный. Денег в бюджете нет, и активным бизнесменам слуги народа могут помочь только словом. За некоторыми, правда, стоят живые деньги. В 2016 году Скопинов как индивидуальный предприниматель получил грант правительства Мурманской области в размере 800 тысяч рублей на развитие ресторана как туристической инфраструктуры. Администрация города при этом оказала консультационную поддержку.

В 2018 году у Алексея заканчивается срок аренды муниципальной земли. Выкуп участка или очередные 10 лет аренды по договору — выбор, который еще предстоит сделать

Магнит притяжения — регата для чайников

Волонтерское движение яхт-клуба зимние вечера коротает по-морскому — участвует в строительстве деревянной английской лодки «Дори». Замысел глобальный: построить как минимум 5 таких простых в управлении и мореходных моделей, организовать парусно-весельный фестиваль с целью популяризации яхтинга, пригласить успешные предприятия города и гостей из Финляндии и Швеции, например, для участия в жеребьёвке и гонках для чайников на лодках организаторов.

Два года подряд в Кандакалше проходит один из этапов Всероссийской регаты крейсерских яхт «Кубок Кандалакшского залива 2017», организованный НКО и администрацией Республики Карелия. Алексей выступает спонсором и «кормильцем» яхтсменов после гонки.

Алгоритм реализации практики:

  1. Формирование идеи и привлечение союзников
  2. Создание общественной организации для популяризации яхтинга
  3. Расчистка береговой линии и строительство пирса с причалом
  4. Поиск инвестора и строительство ресторана
  5. Расширение сообщества яхт-клуба и создание школы юнг
  6. Поддержка событийных форматов по яхтингу
  7. Создание календаря событий для привлечения интереса местных жителей
  8. Разработка идей по выходу на самоокупаемость