Московская область
Коломна
Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
с 2008 — по настоящее время

Коломна сегодня
Это интереснейший сплав из прошлого и настоящего: крупный промышленный центр (здесь производят, например, тепловозы) и транспортный узел (100 километров от Москвы, плюс речной порт), мощный культурный слой восьми веков и развивающаяся творческая экономика компаний числом более сотни. Живут в Коломне около 145 тысяч человек, причем многие переехали сюда из мегаполисов. Интересно, что процесс трансформации тихого провинциального городка в крупный туристический центр начался всего 10 лет назад и по-прежнему набирает обороты.
Новая жизнь старого города
В начале 2000-х годов территория за стенами коломенского кремля была незаслуженно забыта и не рассматривалась как ресурс развития. Даже тот факт, что четыре улочки посада сохраняли в городе среду провинции 19 века, обеспечивая Коломне статус исторического поселения, не мотивировал вкладываться в заброшенную территорию. Постепенно пространство в 2,5 квадратных километров превращалось в маргинальный уголок, среда и памятники разрушались, а недвижимость катастрофически обесценивалась.
Зимой 2008 года мы реализовывали в Коломне проект «Ледяной дом». Он был связан с гением места — Иваном Лажечниковым, который написал одноименный роман. На 37 странице его книги было описание коломенской пастилы. В 19 веке город славился этим лакомством на всю Россию, но после революции его производство прекратилось. Мы решили пастилу сделать частью проекта. Нашли старинный рецепт и планировали заказать на фабрике. Объездив семь компаний в радиусе ста километров, поняли, что пастилу придется делать самим на кухне. Три месяца потратили, прежде чем получилось
Генеральный директор автономной некоммерческой организации «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад», автор проекта воссоздания коломенской пастилы и коломенского калача
Музей исчезнувшего вкуса
Во время фестиваля успех пастилы был ошеломляющим, так что разовая, по мнению авторов, история получила продолжение: сначала губернатора пастилой встречали, потом презентовали на выставке «Культурное Подмосковье», а дальше пошла вереница журналистов, чиновников и бизнесменов. Через пару месяцев Коломенский краеведческий музей предложил энтузиастам на собственные средства в небольшом флигеле без электричества и отопления сделать музей пастилы. Заручившись поддержкой фонда Потанина, в январе 2009 года в Коломне появился «Музей исчезнувшего вкуса». Главным слоганом нового пространства стало выражение «История со вкусом», которое переносится не только на пищевые рецепторы, но и на вкус к жизни, к историям, к укладу и культуре.
Осмыслить прошлое, чтобы увидеть будущее
При поддержке фонда Потанина был сделан и следующий стратегический шаг. В 2010 году междисциплинарные специалисты провели исследование и разработали комплексный проект развития территории. На базе 14 исторических тем они сформировали «творческий кластер» общей емкостью около двухсот малых и средних компаний, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Для устойчивости проекта в материальный фонд были включены только пустующие и частные руинированные объекты, связанные с купеческими фамилиями и местными промыслами.
Сейчас все отреставрированные здания являются муниципальной собственностью и находятся в долгосрочной аренде на 39 лет под 2%. Таких условий удалось добиться спустя 10 лет после начала реализации проекта.
Впечатления решают
При поддержке фонда Потанина был сделан и следующий стратегический шаг. В 2010 году междисциплинарные специалисты провели исследование и разработали комплексный проект развития территории. На базе 14 исторических тем они сформировали «творческий кластер» общей емкостью около двухсот малых и средних компаний, в том числе на основе государствеТем временем пастила продолжала набирать силу и как за ниточки дергать весь веер творческих индустрий. Осознав, что впечатления — это главный фактор продаж, сотрудниц музея начали обучать актерскому мастерству. Чтобы не устраивать на веранде регулярных мастер-классов по приготовлению пастилы, на грантовые деньги (фонд «Наше будущее») была создана историческая Фабрика с возможностью проведения экскурсий на производстве. Кроме того, начали развиваться смежные направления — дизайн, упаковка, сувенирная линейка, медиа, полиграфия, пошив одежды, музейные и туристические программы и сервисы.нно-частного партнерства. Для устойчивости проекта в материальный фонд были включены только пустующие и частные руинированные объекты, связанные с купеческими фамилиями и местными промыслами.
Живые музеи
Пастила стала своеобразным полигоном для отработки рабочей модели всех последующих проектов. Формула успеха — на основе подлинной истории места создавать музей с производством и формировать среду вокруг.Таким образом, исторические мануфактуры способны обеспечить жителям устойчивый доход и счастливый образ жизни. Сейчас основу музейно-творческого кластера «Коломенский посад» составляют 4 музея («Коломенская пастила», «Калачная», резиденция «Арткоммуналка» и «Навигатор») и 3 исторических производства (кондитерский и пекарский цеха, картонажная мануфактура). Параллельно запущены еще несколько проектов: «Кружечный двор», «Свечной завод», «Усадьба купцов Сурановых», «Английский садик», «Сад коломенской пастильницы», «Яблочная дорога» и другие.
- Музей «Коломенская пастила»(2009 год)Во время мастер-классов можно отведать 35 сортов пастилы, воссозданных по старинным рецептам: «Торт госпожи Сыцанко», «Апельсиновая в шоколадной пыли», «Пастила от запоя и пьянства» с добавлением хмеля и другие.
- Фабрика пастилы(2011 год )Производство размещено в действующей до революции пастильной фабрике. Интересно, что и сейчас это лакомство начали поставлять в королевский дворец, правда, Британской империи. Благодаря приезду в Коломну чиновника из Лондона и знакомству с местным миллионером_филиал производства был открыт в Норфолке. Недавно после дегустации Букингемский дворец разместил свой первый заказ на коломенскую пастилу.
- Фестиваль «Антоновские яблоки»(2011 год)Международный яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки» проходит ежегодно и за два дня собирает более 10 тысяч человек.
- Музей «Калачная»(2013 год) Только под главными въездными воротами в коломенский кремль можно отведать настоящий калач. Чтобы воссоздать исторический вкус, пекари и краеведы трудились полгода до открытия «Калачной». Тогда лакомство не получилось. Но зная, что Петр I одаривал калачами патриарха и награждал солдат вместо медалей, битва за вкус продолжалась еще полгода. Сейчас в Коломне выпекают 12 тысяч калачей в месяц, и вечером в выходные лакомство не купить.
- Музей «Коломенский шелковый платок» (в разработке) В 19 веке Коломну называли столицей тафты золотной. Редкие по качеству ткани поставлялись даже в Ватикан Папе Римскому. Технология будет воссоздаваться по сохранившимся образцам с помощью исторических станков.
- Ретиратник (в разработке) Название общественного туалета происходит от слова ретироваться. В ближайшее время ретиратники, похожие на часовни, украсят посад. Будут они двух классов: бесплатные — без мыла, воды и бумаги, и первого уровня — со всеми приятностями.
- Рассеянная гостиница Два дома местных жителей были отреставрированы и используются под гостиницу. Пенсионеры получают доход, а исторические дома сохранились для потомков.
- «Арткоммуналка» (2012 год) Музей советских лет в доме, где писатель Венедикт Ерофеев работал грузчиком в винном отделе. Выполняет функции резиденции для художников и писателей, создающих современное искусство. Это кузница креативных кадров. Более 10 резидентов стали партнерами команды.
- Музей «Деньга коломенская» (2014 год)Первая частная коллекция нумизмата. Кстати, само понятие «деньга» зародилось именно в Коломне.
- Музей-лавка «Душистые радости»Воссоздана на месте лавки коломенского мыловара купца Суранова. Узнайте пикантные нюансы утреннего туалета наших предков.
- Музей «Навигатор» (2016 год)Музей нового формата работает по принципу туристско-информационного центра.
- Музей «Коломенский патефон»
- Музей «Кружечный двор» (в разработке)Объект появится в здании 1735 года и будет связан с культурой алкоголя.
- Литературное кафе (2017 год)Артистический салон порадует музыкальной машиной и настольными играми 19 века.
Организационная структура
Музейно-творческий кластер «Коломенский посад» во все времена оставался частной инициативой. Даже в самые дорогостоящие идеи команда инвестировала только собственные и грантовые средства. Каждая новая задумка подсказывается самой жизнью, при этом все объекты восстанавливаются с особой тщательностью. С 2015 года кластер существует как автономная некоммерческая организация «Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад». Почти каждый объект внутри — самостоятельная коммерческая единица (ООО) со своим руководителем. Точка сборки — общий офис для топ-менеджмента.
Формирование сообщества жителей
По сравнению с европейскими музейными кварталами в Коломне живут люди, которые вполне могли стать главной угрозой проекта.
Демонстрируя образцы качественной реставрации и создания малых форм — заборов, ворот, беседок — команда проекта вынуждает подтягиваться и местных жителей. Многие из них посещают цикл лекций «Садовая школа» и начинают осознавать не только ценность сохранения объектов наследия, но и норм развития средовой застройки. Интересно, что принцип «делай как я» в Коломне срабатывает на разных уровнях. Например, после высокой оценки губернатора_администрация запустила программу «Городской забор» и сделала несколько ограждений за свой счет. Кроме того, у местных жителей музей закупает плоды для пастилы и на ежегодном фестивале делает посадский ряд, где коломенцы продают свои продукты.
Мы хотим взаимодействовать с коломенцами. Они приходят к нам работать, участвуют в проектах и формируют творческую среду. Кто-то начинает развивать свои проекты. И мы стараемся этому содействовать. Собственно, в этом и заключается технология формирования туристического кластера — провоцировать появление инициатив.
Директор проектов АНО «Коломенский посад», ведущий эксперт Центра культурных инициатив Московской области
Престижное место для жизни
За 10 лет реализации проекта депрессивная, вымирающая историческая часть города превратилась в престижное место для жизни. Стоимость недвижимости в районе Коломенского посада приблизилась к московским ценам. Город вошел в десятку самых популярных малых туристических городов России, а пастила в 2014 году стала официальным лакомством года культуры Великобритания-Россия и вошла в линейку национальных сувениров. В 2016 году весь проект в целом получил Премию Правительства РФ в области туризма, а в 2017 году стал номинантом престижной премии «Лучший европейский музей 2017 года» (EMYA).
Сейчас творческий кластер включает в себя три крупных модуля: музейный квартал, творческие индустрии и туристскую инфраструктуру, где занято более 2 500 человек. Общий туристический поток в город вырос в три раза и составляет более 450 тысяч человек.
Потенциал развития
Авторы проекта убеждены, что потенциал кластера еще огромен. Каждая историческая линия в будущем может породить порядка 10 маленьких предприятий с 15 рабочими местами в каждом, что в общей сложности создаст 7 тысяч рабочих мест. В ближайшее время будет продумана событийная линейка, позволяющая сгладить разницы между наплывом туристов в выходные и затишьем среди недели. А вопрос с сырьем для пастилы, которое сейчас перерабатывается тоннами, музейщики смогут решить собственными силами. Сейчас ведутся переговоры с правительством Московской области о закладке сада.